Дмитрий Сурский в рубрике «Честный разговор с дизайнером»

FullSizeRender (1)

Дмитрий Сурский в рубрике «Честный разговор с дизайнером»

Что же на самом деле происходит в белорусском дизайне? Востребован ли он как явление? Много ли талантливых и успешных представителей этого направления в Беларуси? Как обстоят дела с образованием в сфере дизайна? Куда стоит двигаться и за кем подсматривать, чтобы выйти на качественно новый уровень?

Для того чтобы лучше понять ситуацию, которая сложилась в мире белорусского дизайна, с сентября в moonlight room стартует новый проект «Честный разговор с дизайнером». Каждую неделю мы будем приглашать в гости белорусских дизайнеров и беседовать на актуальные темы. Это будут как опытные, так и начинающие дизайнеры. И даже студенты!

Начать мы решили с Сурского Дмитрия Олеговича, белорусского художника, дизайнера, председателя объединения Белорусский союз дизайнеров.

Беседовала директор шоу-рума moonlioght room – Светлана Коледа.

IMG_0583


— Дмитрий Олегович, расскажите пожалуйста, над чем сейчас работаете? 

— Сейчас активно готовимся к конкурсу «Постулат». «Постулат» —  это выставка авторского видения стула в качестве утилитарного предмета, арт-объекта и художественного образа в изобразительном искусстве. Цель конкурса — выявить наиболее интересные  профессиональные проекты. Показать их потенциальным производителям и инвесторам для коммерческой реализации. Открытие выставки состоится 4 ноября во Дворце искусств.

— А что является Вашей основной миссией как председателя союза дизайнеров?

— Моя задача, моя цель и моя основная миссия — продвигать белорусских дизайнеров, продвигать дизайн, мотивировать их на создание реальных объектов, а не картинок.

— Вы здесь говорите больше про предметный дизайн?

— Да, мне бы хотелось, чтобы в этой стране, на этой территории появлялись вещи, которые было бы не стыдно назвать белорусскими, которые бы имели белорусское происхождение. Потенции для этого у белорусов есть.

— Хорошо. Вы говорите, что все для этого у нас есть. Почему ни один предмет не производится массово?

— Вот для того, чтобы изменить ситуацию мы и делаем «Постулаты». Подогреваем интерес к этому событию. Стараемся делать его открытым, доступным. К сожалению, существует проблема в информационной поддержке. СМИ довольно капризные. До многих вообще невозможно достучаться. С партнерами, которые могут оказать поддержку, тоже все не просто.

— Кого из предметных дизайнеров выделяете? На чьи работы обратить внимание?

— На первом «Постулате» впечатлил стул Юрия Мягкого. Были выделены средства на реализацию. Очень жаль, что проект так и не удалось воплотить в жизнь. Сейчас, к примеру, талантливые дизайнеры Игорь Соловьев и Максим Шняк хотят сделать  выставку уличной мебели. Но существует проблема в средствах и материалах.  А вообще очень много достойных работ и достойных дизайнеров.

miagkij1

Юрий Мягкий , Номинация «Беларускае крэсла»
 Кресло-сундук. 2006. Дерево, металл, 960×540х590

— А что-то из мебели, которая была отмечена на «Постулате», была использована в частных интерьерах? Кто-то купил ее себе в квартиру?

— Авторская мебель больше используется в публичных интерьерах. В ресторанах, к примеру.  Жаль только, что в ресторанном бизнесе часто меняются  хозяева. Интерьеры «под корень» выбрасываются.

—  Как вы думаете, есть ли у нас потенциал? На чем нужно сконцентрироваться, чтобы в Беларуси появилось достойное мебельное производство с мировым именем? К примеру, как швейцарская Vitra.

maxresdefault

— Я думаю, что совсем скоро мы вообще можем уйти от этой «предметности» и погрузимся в другое измерение. Будем жить в информационном поле, будем жить в виртуальном мире. Я думаю, что это так быстро произойдет, что мы даже не заметим. Но живем то мы сегодняшним днем! Эти тактильные ощущения, взаимодействие с предметом очень важны и значимы.

А как обстоят дела с образованием в области дизайна?

—  Образование хорошее, достойное. Многие выпускники успешно конкурирует с европейцами. Удручает ситуация с финансированием. Зарплаты преподавателей просто мизерные. Даже стыдно называть…оклад около 170 рублей…

-Печально… Расскажите про Ваши долгосрочные планы?

— Существовала и существует идея создания музея белорусского дизайна. Более-менее известны какие-то этнографические вещи белорусского производства, но вот промышленное производство БССР и современной Беларуси (с эстетичекой, искусствоведческой точки зрения) представляют собой практически tabula rasa.

И вот, в процессе создания каталога про современных дизайнеров появилась, а потом и осуществилась задумка разбавить страницы дизайнеров «рэчамі беларускімі» — предметами материального мира, которые окружают нас и окружали наших родителей, бабушек и дедушек.

Среди них и широко известные, вроде МАЗа, БелАЗа, или хотя бы холодильника «МЗХ», но есть и, казалось бы, совершенно непримечательные, вроде спичечницы или игрушечного пистолета, которые, тем не менее, имеют свою историю и определённую эстетическую ценность. В силу малого интереса (исключая немногих коллекционеров) к этим вещам, они постепенно уходят, растворяясь в тумане неизведанного прошлого. При том, что и современная историческая наука, начиная со французской школы «Анналов», обращается к истории повседневности, истории маленького человека, и литература использует наработки oral history (вспомним ту же Алексиевич).

Поэтому кажется необходимым найти, зафиксировать, описать эти вещи для нас и наших потомков. Понятно, что вещи эти — неравнозначные, некоторые привлекли нас изяществом форм и функциональностью, некоторые — наоборот, своей иррациональностью и «недаРЭЧнасцю», а некоторые — просто красивым названием (собрание этих вещей — это ещё и своего рода словарь белорусского нейминга, нас влекли такие слова, как асадка, арэлі, мотаўсюдыход, далькажык). В итоге в каталог попало 170 таких вещей, а на сайте каталога их более 220.

рэчы

Чтобы привлечь к поиску вещей коллекционеров и просто небезразличных людей, была создана страничка в Facebook. В итоге она зажила своей жизнью, и уже даже без нашего участия люди из разных концов Беларуси обмениваются своими открытиями в области отечественной материальной культуры — это и современные, и БССРовские, и Крэсовые и дореволюционные белорусские вещи. Мы объездили многие музеи, в том числе ведомственные, закрытые для посторонних глаз. И среди всех этих вещей попадались настоящие шедевры, хотя даже у самой бездарной вещи, как выяснилось, может быть своя уникальная захватывающая история. И вот, каталог скоро выйдет, но проект «Беларуская рэчаіснасць» продолжается! Когда-нибудь будут и отдельные сайт и каталог про «Рэчы», а может быть, и музей белорусского дизайна.

Еще хотим организовать глобальный проект «Лепшы дызайн года». Аналогичные премии есть в Литве, Латвии, России.

— Идея замечательная! Мы очень надеемся, что и в Беларуси в скором времени появится подобный проект.