Хэштег «momentomori»
Представьте себе, что модный блогер нанимает художника, для того, чтобы в точности изобразить блики обезжиренного йогурта с гранолой, румянец сочного стейка и манящую текстуру чизкейка, капкейка, хоткейка… Но пока художник будет писать натюрморт 21 века, блогер рискует остаться голодным:)
Валентина Андросова, искусствовед
Поэтому на спасение современным вестникам повседневности приходят «гаджеты» с магической функцией фотокамеры, которая позволяет мгновенно изобразить и поделиться со всем миром отфильтрованной картинкой. Вооружившись камерой, мы вращаемся на 360 градусов, исследуя новое и привлекательное, но настолько близкое и обыденное.
Такими же исследователями повседневной жизни могут считаться голландские художники 17 века, оставившие мировому наследию множество полотен. Шедевры голландской живописи, в частности относящиеся к жанру натюрморт, как «свидетели эпохи» могут рассказать о том, что ели и что пили современники золотого века.
Хем Ян Давидс де, Натюрморт с окороком, кувшином и фруктами.
Почетное место в мировой международной торговле предоставило возможность Голландии стать «страной молока и мёда». Дорогие сыры, морские деликатесы, сочные фрукты с берегов Италии, роскошные пироги с уткой – все эти невыдуманные ингредиенты документировали в своих натюрмортах Питер Клас, Виллем Кальф, Флорис Ван Дейк и другие мастера голландской живописи.
Флорис Ван Дейк, Натюрморт с сырами.
Виллем Кальф, Натюрморт с питьевым рогом, лобстером и бокалами, 1653.
Помимо всей этой роскоши, буйствующей на берегах Голландии, сюжет изображения диктовал рынок. Вестфальский мир, заключенный 30 января 1648 года, независимость провинций и откол под флагом кальвинизма от католической Испании стали причинами того, что церковь перестала быть основным заказчиком изобразительного искусства. Ведь кальвинизм как вектор протестантизма отрицает любое религиозное изображение и визуализацию библейских сюжетов. В связи с этим на арене арт-рынка 17 века появляется новый заказчик живописи – бюргер. Он пьёт вино из рёмера , ест сочное мясо в прикуску с пирогом, остатки устриц сбрасывает в блюдо из делфтского фарфора и словно случайно опрокидывает кубок «Наутилус», проливая остатки красного вина…
Питер Клас, Натюрморт с сосудами для питья.
И вовсе не задумывается он в этот момент о быстротечности жизни, о земных грехах и о бренности мира. Уже потом, повесив на стену своё приобретение, будто последнюю модель 42-дюймового ЖК-телевизора, заказчик прочитывает натюрморт, один за одним раскрывая скрытые религиозные символы. В один миг вскрытая раковина устриц становится изображением души, готовой покинуть землю, хлеб – знаком спасения, а лимон с живописно срезанной кожурой – напоминанием о мимолетности человеческого существования.
Питер Клас, Натюрморт с турецким пирогом и кубком Наутилус, 1627 .
Сегодня, чтобы задуматься о быстротечности жизни, достаточно взглянуть на рекламу фастфуда. Либо об этом напомнит… сотрудник ресторана. Подавая мне однажды блюдо, импозантный официант решил произвести впечатление и в ответ на мою просьбу уверенно выдал: «Momento mori!»( подразумевая итальянское «uno momento»). В миг все атрибуты торжественного стола превратились для меня в элементы голландского vanitas – иллюстрации кальвинистской морали, предупреждающей о непостоянстве удовольствий и достижений. В моей тарелке сосредоточились превратность мира с соусом песто, низменные утехи приправленные прованскими травами и карамелизированное грехопадение.
Адриан ван Утрехт, Vanitas (Натюрморт с букетом и Череп) ,1642.
Увлекательные загадки оставили нам в наследие голландские художники 17 века. И скорее всего таинство смыслов зависит в большей мере от возможности нашей фантазии. Так что давайте мыслить позитивно и в вине видеть истину, а в воде – здоровье:)