Ирина Божко в рубрике “Честный разговор с дизайнером”
В ноябре этого года российский журнал AD опубликовал яркий и незаурядный интерьер белорусского дизайнера Ирины Божко. Ирина – очень яркая, стильная, живая и открытая. Вот и интерьер получился таким же красочным, наполненным жизнью и светом. Почему в Беларуси так любят «бежевенькие» интерьеры? Куда ехать учиться, чтобы не тратить время и деньги впустую?
Как вычислить идеального дизайнера, и какова минимальная стоимость качественного ремонта? В рамках рубрики «Честный разговор с дизайнером», moonlight room пообщался с Ириной и получил ответы на самые «острые» вопросы.
– Расскажите, пожалуйста, с чего началась ваша карьера дизайнера?
– После окончания экономического университета работала главным бухгалтером. Занятие не слишком увлекало. Спустя время переключилась на таможенное дело. Еще 17 лет проработала таможенным агентом. Уйдя из профессии, поняла, что нравится все эстетичное, хочется видеть вокруг себя красоту, быть к ней причастной – то есть самой уметь создавать красоту. Решила попробовать себя в дизайне. Началось все с того, что я буквально «подсела» на самый первый курс московской школы «Детали». Смотрела их уроки по телевидению, подписалась на рассылку, следила за проектом в соцсетях. Можно сказать, что именно «Детали» подтолкнули меня на освоение профессии дизайнера. Вдохновленная перспективой, отправилась изучать дизайн интерьера в минскую школу «Nest Art».
-Почему именно эти курсы?
– В Минске всего две подобные школы. Написала и в одну, и во вторую. «Nest Art» просто первыми ответили 🙂
-Понравилось учиться?
-Нет, вообще не понравилось. Уровень образования очень низкий. Впустую потраченные деньги и время. Я честно ходила на все занятия, ничего не пропускала, но так ничего и не почерпнула. Занятия были интересны лишь с точки зрения обмена опытом с другими студентами. В группе меня называли «шкатулкой идей». В моем арсенале всегда миллион идей, задумок, решений. Всегда с удовольствием делюсь личными «находками», рассказываю про полезные информационные ресурсы, подсказываю, где можно разыскать ту или иную вещь. На мой взгляд, белорусские дизайнеры не слишком любят делиться информацией. Этого очень не хватает.
– Вы верите в дизайнеров без академической базы?
– Вопрос сложный. Мне кажется, что лет 30-40 назад уровень подготовки был выше. Сейчас в белорусских университетах осталось очень мало преподавателей, которые дают качественную и современную «базу». Выпускникам ВУЗ-ов, то есть дизайнерам без опыта, практически нереально найти заказчиков или получить хорошее предложение на рынке труда. Но, несомненно, есть талантливые, трудолюбивые и целеустремленные ребята, которые находят возможности. Тут, мне кажется, все зависит от того, какие цели и задачи ты перед собой ставишь. Дизайнер должен совершенствоваться каждый день: познавать, учиться, путешествовать, много «смотреть» и читать. Заказчики «чувствуют» таких дизайнеров, доверяют их вкусу и знаниям.
– Если сейчас отмотать время назад, что бы вы изменили? Куда бы пошли учиться?
– Однозначно поехала бы в Москву в «Детали». Отличный старт!
– Есть ли у вас любимые интерьерные бренды?
– Американский производитель светильников «Visual Comfort» – мой «любимчик». По мебели выделяю французскую фабрику «Mis en Demeure». Этот бренд люблю за изящные формы, продуманные конструкции, шик и комфорт. Еще очень нравится голландский бренд «moooi» и итальянский “Guadarte“.
– Есть ли любимая модель дивана или светильника?
-Обожаю большие парадные люстры с канделябрами. Моя бы воля, – вешала бы их над столом в каждом проекте:-)
– Что вас вдохновляет?
– Instagram (смеется). Смотрю все, что связано с дизайном. Это неиссякаемый источник вдохновения для дизайнера!
– Ваш любимый проект?
– Моя собственная квартира:-)
Больше фото на сайте admagazine.ru.
– Любимый общественный интерьер в Минске?
-Очень нравится «Гурман» Александра Кратовича. Зная, через какие сложности пришлось пройти, искренне восхищаюсь этой работой. Тот случай, когда время не портит, а украшает заведение.
Ресторан “Гурман”, Минск
– Кто из зарубежных дизайнеров вас вдохновляет?
– В восторге от работ французского декоратора и дизайнера Жана-Луи Денио. Его еще называют королем декораторов. Его проекты выглядят примерно в сто раз дороже, чем стоят. Дело же не в цене, а в том, как он соединяет вещи друг с другом. Гениальный человек! Очень вдохновляют работы Джонатана Адлера. Он — один из самых знаменитых дизайнеров Америки и неподражаемый мастер эклектики.
Жана-Луи Денио
Джонатан Адлер
– Что вы считаете самым большим недостатком в архитектуре Минска?
– Сухарево – один большой недостаток. Молчу про знаменитый дом у Троицкого просто потому, что про него уже слишком много сказано. (смеется)
– Самый сложный тип заказчиков?
– Главный тип – «хочу не знаю что». Им нравятся совершенно разные, несочетаемые вещи. Еще один чисто белорусский тип – «Хочу все бежевенькое». Думаю, что это обусловлено советским прошлым и тем, что диктует белорусский рынок.
– Разве не спрос рождает предложение?
– Это актуально для европейских стран. У нас все по-другому. В Беларуси покупают то, что привез один «большой дядя» и просто «распихал» по ипэшникам. Все современные белорусские интерьеры сделаны «как под копирку», никакой индивидуальности и харизмы.
Хочешь чего-то эксклюзивного? Ситуация еще сложнее. Многие салоны, торгующие премиальной мебелью, очень закрыты и недоступны. Работают по предварительному звонку, по записи, по паролю. Шифруются:-) Когда приходишь, сразу спрашивают: «Кто вы? Что вы?», «Зачем пришли?», «От кого?». В такие места принципиально не хожу и не советую своим заказчикам. Мне проще в Вильнюс съездить. Хорошо, что в Минске появился moonlight room. Вы открыты для всех, всегда всем рады, у вас прозрачные и понятные цены. Отличная альтернатива Вильнюсу!
– Как человеку найти своего идеально дизайнера?
– Сначала понять, что ему близко, в каком интерьере комфортно. А потом смотреть портфолио, мониторить отзывы.
-В каких случаях можно заниматься дизайном интерьера самостоятельно?
-Занимайтесь, если вы «в теме». Нет – идите к дизайнеру. Каждый должен заниматься своим делом. В конечном итоге выйдет лучше, дешевле, сохраните нервы и время. Собираетесь открывать общественное место? Обязательно обращайтесь к профессиональному дизайнеру, не экономьте на этом! Нужно понимать специфику, знать много нюансов. К примеру, правильное освещение в разы увеличивает выручку магазинов и ресторанов. В Минске так много «провальных» кафе лишь из-за того, что владельцы поскупились и решили сэкономить на хорошем дизайне.
– В процессе работы над дизайн-проектом всегда возникают спорные ситуации. Как решаете?
– Самое главное – не предлагать заказчику 10 вариантов. Не он должен думать и выбирать, а вы! Максимум – три варианта, а лучше два. Ваша задача, как дизайнера, грамотно руководить процессом и привести заказчика к задуманному результату. В моей практике чаще всего удается переубедить. Показываю похожие проекты в хороших журналах. Объясняю, что это удобно, современно, модно. Соглашаются, а впоследствии благодарны, что прислушались.
– Может ли хороший дизайн стоить дешево?
– Конечно! Стоит внимательно посмотреть вокруг себя. Некоторые вещи можно недорого сделать в Беларуси, что-то можно отреставрировать, грамотно подмешать недорогой скандинавский масс-маркет.
– Есть ли табу?
– Много. Шкафы-купе, подвесные потолки, ламинат, пластиковые подоконники, скинали с орхидеями, наливные полы с дельфинами 🙂
– Можно ли за 10 тысяч долларов сделать дизайнерский ремонт в квартире 50 квадратных метров?
– Нет. Очень много тянут отделочные работы, мебель. Думаю, что 30 тысяч – минимум.
– Вспомните самые курьёзные ситуации на стройке?
– Не случались. Сотрудничаю с замечательной бригадой. Разговариваем на одном языке, доверяю им на 100%. Они никогда не сделают работу по принципу «Мы подумали и решили, что так будет лучше».
– Что будет важно в дизайне через лет 5, 10?
– Сейчас люди больше думают о красоте, забывая про комфорт и функциональность. Думаю, что в ближайшие годы эта тенденция не уйдет. Красота спасет мир!
– Значение путешествий для дизайнера?
– Поездки очень важны! Дизайнер просто обязан много ездить. Это обмен, это необходимый опыт. Советую после каждого завершенного проекта уезжать заграницу на недели две. Только спустя время, набравшись сил и свежих эмоций, с энтузиазмом, вдохновением и новыми силами приступать к работе над новым проектом.
Ирина Божко и Светлана Коледа (во время арт&дизайн тура в Амстердаме).