Дмитрий Сурский в рубрике “Честный разговор с дизайнером”
Что же на самом деле происходит в белорусском дизайне? Востребован ли он как явление? Много ли талантливых и успешных представителей этого направления в Беларуси? Как обстоят дела с образованием в сфере дизайна? Куда стоит двигаться и за кем подсматривать, чтобы выйти на качественно новый уровень?
Для того чтобы лучше понять ситуацию, которая сложилась в мире белорусского дизайна, с сентября в moonlight room стартует новый проект «Честный разговор с дизайнером». Каждую неделю мы будем приглашать в гости белорусских дизайнеров и беседовать на актуальные темы. Это будут как опытные, так и начинающие дизайнеры. И даже студенты!
Начать мы решили с Сурского Дмитрия Олеговича, белорусского художника, дизайнера, председателя объединения Белорусский союз дизайнеров.
Беседовала директор шоу-рума moonlioght room – Светлана Коледа.
– Дмитрий Олегович, расскажите пожалуйста, над чем сейчас работаете?
– Сейчас активно готовимся к конкурсу «Постулат». «Постулат» – это выставка авторского видения стула в качестве утилитарного предмета, арт-объекта и художественного образа в изобразительном искусстве. Цель конкурса – выявить наиболее интересные профессиональные проекты. Показать их потенциальным производителям и инвесторам для коммерческой реализации. Открытие выставки состоится 4 ноября во Дворце искусств.
– А что является Вашей основной миссией как председателя союза дизайнеров?
– Моя задача, моя цель и моя основная миссия – продвигать белорусских дизайнеров, продвигать дизайн, мотивировать их на создание реальных объектов, а не картинок.
– Вы здесь говорите больше про предметный дизайн?
– Да, мне бы хотелось, чтобы в этой стране, на этой территории появлялись вещи, которые было бы не стыдно назвать белорусскими, которые бы имели белорусское происхождение. Потенции для этого у белорусов есть.
– Хорошо. Вы говорите, что все для этого у нас есть. Почему ни один предмет не производится массово?
– Вот для того, чтобы изменить ситуацию мы и делаем «Постулаты». Подогреваем интерес к этому событию. Стараемся делать его открытым, доступным. К сожалению, существует проблема в информационной поддержке. СМИ довольно капризные. До многих вообще невозможно достучаться. С партнерами, которые могут оказать поддержку, тоже все не просто.
– Кого из предметных дизайнеров выделяете? На чьи работы обратить внимание?
– На первом «Постулате» впечатлил стул Юрия Мягкого. Были выделены средства на реализацию. Очень жаль, что проект так и не удалось воплотить в жизнь. Сейчас, к примеру, талантливые дизайнеры Игорь Соловьев и Максим Шняк хотят сделать выставку уличной мебели. Но существует проблема в средствах и материалах. А вообще очень много достойных работ и достойных дизайнеров.
Юрий Мягкий , Номинация «Беларускае крэсла»
Кресло-сундук. 2006. Дерево, металл, 960×540х590
– А что-то из мебели, которая была отмечена на «Постулате», была использована в частных интерьерах? Кто-то купил ее себе в квартиру?
– Авторская мебель больше используется в публичных интерьерах. В ресторанах, к примеру. Жаль только, что в ресторанном бизнесе часто меняются хозяева. Интерьеры «под корень» выбрасываются.
– Как вы думаете, есть ли у нас потенциал? На чем нужно сконцентрироваться, чтобы в Беларуси появилось достойное мебельное производство с мировым именем? К примеру, как швейцарская Vitra.
– Я думаю, что совсем скоро мы вообще можем уйти от этой «предметности» и погрузимся в другое измерение. Будем жить в информационном поле, будем жить в виртуальном мире. Я думаю, что это так быстро произойдет, что мы даже не заметим. Но живем то мы сегодняшним днем! Эти тактильные ощущения, взаимодействие с предметом очень важны и значимы.
– А как обстоят дела с образованием в области дизайна?
– Образование хорошее, достойное. Многие выпускники успешно конкурирует с европейцами. Удручает ситуация с финансированием. Зарплаты преподавателей просто мизерные. Даже стыдно называть…оклад около 170 рублей…
-Печально… Расскажите про Ваши долгосрочные планы?
– Существовала и существует идея создания музея белорусского дизайна. Более-менее известны какие-то этнографические вещи белорусского производства, но вот промышленное производство БССР и современной Беларуси (с эстетичекой, искусствоведческой точки зрения) представляют собой практически tabula rasa.
И вот, в процессе создания каталога про современных дизайнеров появилась, а потом и осуществилась задумка разбавить страницы дизайнеров “рэчамі беларускімі” – предметами материального мира, которые окружают нас и окружали наших родителей, бабушек и дедушек.
Среди них и широко известные, вроде МАЗа, БелАЗа, или хотя бы холодильника “МЗХ”, но есть и, казалось бы, совершенно непримечательные, вроде спичечницы или игрушечного пистолета, которые, тем не менее, имеют свою историю и определённую эстетическую ценность. В силу малого интереса (исключая немногих коллекционеров) к этим вещам, они постепенно уходят, растворяясь в тумане неизведанного прошлого. При том, что и современная историческая наука, начиная со французской школы «Анналов», обращается к истории повседневности, истории маленького человека, и литература использует наработки oral history (вспомним ту же Алексиевич).
Поэтому кажется необходимым найти, зафиксировать, описать эти вещи для нас и наших потомков. Понятно, что вещи эти – неравнозначные, некоторые привлекли нас изяществом форм и функциональностью, некоторые – наоборот, своей иррациональностью и “недаРЭЧнасцю”, а некоторые – просто красивым названием (собрание этих вещей – это ещё и своего рода словарь белорусского нейминга, нас влекли такие слова, как асадка, арэлі, мотаўсюдыход, далькажык). В итоге в каталог попало 170 таких вещей, а на сайте каталога их более 220.
Чтобы привлечь к поиску вещей коллекционеров и просто небезразличных людей, была создана страничка в Facebook. В итоге она зажила своей жизнью, и уже даже без нашего участия люди из разных концов Беларуси обмениваются своими открытиями в области отечественной материальной культуры – это и современные, и БССРовские, и Крэсовые и дореволюционные белорусские вещи. Мы объездили многие музеи, в том числе ведомственные, закрытые для посторонних глаз. И среди всех этих вещей попадались настоящие шедевры, хотя даже у самой бездарной вещи, как выяснилось, может быть своя уникальная захватывающая история. И вот, каталог скоро выйдет, но проект “Беларуская рэчаіснасць” продолжается! Когда-нибудь будут и отдельные сайт и каталог про “Рэчы”, а может быть, и музей белорусского дизайна.
Еще хотим организовать глобальный проект «Лепшы дызайн года». Аналогичные премии есть в Литве, Латвии, России.
– Идея замечательная! Мы очень надеемся, что и в Беларуси в скором времени появится подобный проект.